Карликовая галактика в плену у большой спиральной галактики

галактика

Наблюдения рентгеновского телескопа Чандра выявили в галактике, находящейся приблизительно в 60 миллионах световых лет от Земли, массивное облако газа с температурой несколько миллионов градусов. Скорее всего, оно появилось в результате столкновения карликовой галактики с объектом гораздо большего размера — NGC 1232. Если данная информация подтвердится, это станет настоящим открытием, поскольку такое столкновение впервые обнаружено в рентгеновском диапазоне и может служить примером для понимания процесса роста галактик в результате подобных коллизий.

Столкновение показано с помощью комбинирования изображений, полученных в рентгеновском и оптическом диапазонах. В результате взаимодействия между карликовой и спиральной галактиками образовалась ударная волна (наподобие звукового удара на Земле), за которой последовал выброс горячего газа с температурой около шести миллионов градусов. Полученные данные от космической рентгеновской обсерватории Чандра демонстрируют похожий на комету шлейф раскалённого газа фиолетового цвета, возникший при движении карликовой галактики. Данные в оптическом спектре от Очень большого телескопа (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории показывают спиральную галактику в синем и белом цветах.

Рядом с основанием кометообразного рентгеновского излучения находится область, содержащая несколько очень ярких в оптическом спектре звезд и источники сильных рентгеновских лучей. Возможно, ударная волна вызвала процесс звездообразования, в результате чего возникли яркие, массивные звезды. В таком случае рентгеновское излучение исходит от вновь образованных массивных звезд и остатков взрывов сверхновых.

Массу всего облака газа сложно определить с помощью двумерного изображения, поскольку из него не ясно, имеет ли горячий газ форму тонкого блина или распределён по огромной сферической области. Если облако газа имеет блинообразную форму, то его масса эквивалентна сорока тысячам Солнц. Если газ распределён равномерно по объёму, его масса может в три миллиона раз превышать массу Солнца. В этом диапазоне находятся значения для карликовых галактик в Местном скоплении, в котором находится наш Млечный Путь.

Рентгеновское излучение раскалённого газа не прекратится в последующие десятки или сотни миллионов лет, это зависит от геометрии столкновения, которое продлится около 50 миллионов лет. Обнаружение в галактиках обширных областей горячего газа поможет в оценке частоты столкновений с карликовыми галактиками и в понимании значения подобных событий в эволюции галактик.

Существует альтернативное объяснение наличия рентгеновского излучения, которое состоит в том, что облака раскалённого газа могут быть созданы горячим ветром от большого количества массивных звезд и взрывами сверхновых, все эти объекты расположены на одной стороне галактики. Доказательства этой теории отсутствуют, данные в инфракрасном, оптическом и радиодиапазонах её не подтвердили.

Источник